Электронным торговым площадкам будет закрыт доступ к средствам клиентов

Электронным торговым площадкам будет закрыт доступ к средствам клиентов

Минэкономики предложило ввести для электронных торговых площадок (ЭТП) новую биржевую схему, в которой финансовая инфраструктура будет отделена от организации торгов. Это будет сделано для того, чтобы операторы ЭТП для госзаказа не могли распоряжаться средствами клиентов, и их доход формировался за счет выплаты процента от сделки с победителями торгов, то есть реально осуществленных сделок в соответствии с установленными государственными тарифами. Ужесточение требований к пяти операторам, которые действуют на данный момент в этой сфере, при принятии данной схемы откладывается по факту до конца весны 2016 года.

Открытые источники, сообщающие о данных изменениях, опираются на письмо Алексея Улюкаева, главы Минэкономики, «О функционировании операторов в сфере госзакупок», адресованное Игорю Шувалову, первому вице-премьеру. Поскольку представители бизнеса и ведомств не смогли за два года договориться об условиях отбора операторов в рамках закона о госзакупках 44-ФЗ, министр предлагает перезаключить соглашения с операторами, отобранными в 2010 году (срок договоров истекает в начале следующего года), но с более строгими поправками. Закон 44-ФЗ о порядке отбора площадок, проект которого вызвал замечания Минюста и Генпрокуратуры, требует, в частности, средства обеспечения заявок размещать только в надежных банках и проценты участникам закупок выплачивать по депозитам. В письме говорится, что в целом схема "непрозрачна и может приводить к необоснованному обогащению", и нынешние заработки операторов предложено заменить фиксированной платой по тарифам, которые будут установлены ФАС и Минэкономики, с участников, победивших на торгах.

Алексей Улюкаев предлагает обеспечить безопасность расчетной системы по биржевой схеме. Операторы ЭТП будут вынуждены создать дочерние центры расчетов, обладающие соответствующими лицензиями, либо переложить ответственность за своевременный возврат средств участниками закупок, при условии их аккумулирования на одном счете, банку. Проценты от хранения денег будут поступать на счет владельца, который их внес.

Этими средствами, по пояснению Минэкономики, сейчас операторы и банки пользуются для заработка, имея возможность оперировать остатками на счетах, что позволяет не делиться доходами от их размещения с заказчиками, и создает риск невозврата средств участникам. При этом цена площадок не имеет обоснования, а их реальные доходы никому не известны. Эксперты оценили максимальную выручку в пятерке игроков на 2014 год в 2,5-3 млрд. рублей в год, что составляет примерно 1 млрд. рублей чистого дохода. ЗАО «Сбербанк-АСТ», чья доля измеряется половиной торгов, отказалось давать комментарии по этому поводу. Гендиректор «Единой электронной торговой площадки» Антон Емельянов обозначил выручку своей площадки примерно в 1 млрд. рублей, которые составляют прибыль от всех услуг и видов торгов. С тем, что наличие рисковых инструментов, таких как текущий счет, при крахе одного из площадок повлияет на репутацию всех остальных, и потому не должно иметь место, глава ЕЭТП согласен. Антон Емельянов отмечает, что схема вознаграждения, предложенная Минэкономики применялась ранее, в первые годы после отбора, пока оборот средств не стал выше планки, определенной заранее. Гендиректор считает, что при возвращении к данной системе, стоит предусмотреть тариф, который позволит операторам покрывать издержки и развиваться.

Андрей Степаненко, глава Российского аукционного дома и председатель правления НП «Профессионалы электронного рынка» говорит, что предлагаемая модель, предполагающая разделение расчетного центра и функций площадки, соответствует нынешней мировой идеологии. Зависимость дохода оператора от суммы совершаемой сделки мотивирует его на совершение процедур и повышение конкуренции площадки. Сейчас же в ней не заинтересован ни один государственный орган, по мнению ФАС, и половина договоров подписывается с одним единственным поставщиком. По словам лидера Российского аукционного дома, схема поощрения операторов процентами от сделок применяется уже на данный момент в сфере приватизации имущества Минобороны и регионов.

Закончить разработку новых требований к электронным торговым площадкам по прогнозам должны к декабрю этого года. ЭТП обяжут вести публичные бухотчеты и раскрывать бенефициаров. Также планируется введение запрета на участие иностранных юридических лиц. Предположительно будет также введен механизм шифрования заявок участниками закупок на добровольной основе. Такая мера, по словам Марии Семеновой, замгендиректора Национальной ассоциации институтов закупок, позволят избежать злоупотреблений со стороны ЭТП и недобросовестных заказчиков. Система уже работает в рамках 223-ФЗ на электронной торговой площадке «Фабрикант». Впрочем, как констатирует Минэкономики, проверить ЭТП на соответствие необходимым требованиям, что могло бы привести к их ротации или численному сокращению, до мая 2016 не удастся. Убытки же операторов, готовивших свои площадки к отбору в течение двух лет, из-за отмены данной процедуры по оценки господина Степаненко составят $1 млн.

Получение письма Алексея Улюкаева подтверждено секретарем Игоря Шувалова: бумаги изучаются и пока не требуют дополнительных мероприятий по согласованию. Возможное сокращение действующих ЭТП и отказ от отбора, запланированного на этот год, никак не прокомментировано в секретариате первого вице-премьера, однако, отмечено, что стратегия усиления строгости контроля за площадками не поменялась.