Установление публичного сервитута и расчет оплаты

Установление публичного сервитута и расчет оплаты

Оценка публичного сервитута


Статья 274 Гражданского кодекса РФ освящает право пользования чужим земельным участком. В жизни достаточно много ситуаций, когда один индивидуум вторгается на чужую территорию не по злому умыслу, а потому что так получилось. Например, чтобы пройти к своему земельному участку, необходимо пересечь чужой. Такое вторжение на чужую территорию в юриспруденции называется сервитутом.

У владельца недвижимости есть право требования от своего соседа предоставления ему ограниченного пользования его участком. Сервитут может быть постоянным, если нет другого пути, или временным.

Статья 23 Земельного кодекса предусматривает право пользования публичным сервитутом. Он устанавливается на основании решения государственного или местного самоуправления органа в целях использования на публичные либо государственные, либо муниципальные нужды.

Установление публичного сервитута строго регламентировано законом, перечень исчерпывающий. Его применение разрешено для:

  1. пересечения участка с целью свободного передвижения населения к чему либо, включая водоёмы;

  2. размещения геодезических знаков и пунктов и подъезда к ним;

  3. проведения дренажных работ;

  4. забора вод;

  5. следования коров, овец и прочих животных, используемых в сельском хозяйстве;

  6. кошения травы или выпаса животных;

  7. охоты, рыбалки и рыбоводства;

  8. размещения линий электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;

  9. временного складирования оборудования, необходимого для строительства;

  10. в местах пересечения автотрасс и железнодорожных путей;

  11. размещения авто- и железнодорожных туннелей;

  12. проведения инженерных изысканий.

В период даже временного установления публичного сервитута на земельный участок собственник не может использовать его как свой собственный. Следовательно, за право пользования должна быть положена компенсация.

Детали расчета оплаты публичного сервитута

4 июня 2019 года Министерством экономического развития РФ был издан Приказ за № 321 «Об утверждении методических рекомендаций по определению платы за публичный сервитут в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам».

Данные рекомендации предусматривают расчёт суммы, которая причиталась бы за использование земельных участков в чьей собственности они бы не находились.

Для определения размера оплаты специалисты по оценке действуя в рамках основополагающего для их деятельности Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», должны учитывать разницу между рыночной стоимостью на участок или права на этот участок до и после установления сервитута, а также учитывать иные факторы, которые могут возникнуть в связи с его установлением.

Оцениваемый земельный участок находится в бессрочном пользовании:

  • У юридического лица

Рыночная стоимость будет зависеть от арендной платы на максимально-разрешимый законом период либо ограниченным сроков в девять лет.

  • У физического лица

Рыночная стоимость права будет исходить из рыночной стоимости участка.

В том случае, если публичный сервитут планируется установить на земельные участки, принадлежащие разным собственникам или арендаторам, то плата за них рассчитывается пропорционально доле каждого пользователя или собственника. А когда касается только части земельного участка, то расчёт следует делать, исходя из площади участка, подпадаемого под сервитут.

При расчёте оплаты за установление сервитута необходимо исходить как из степени благоустройства, так и рода деятельности и предполагаемого предназначения данного участка.

Для определения оплаты за публичный сервитут следует брать во внимание также следующие факторы:

  • природа разрешённого использования земельного участка;

  • характер имеющихся ограничений, наложенных на данный участок.

Кроме того, следует учитывать, будет ли возможность пользования земельным участком после установления на него сервитута, на какой период он устанавливается, его влияние на хозяйственную деятельность и ограничения, которые вызовет его установка.

При определении оплаты следует исходить из стоимости имущества на момент времени предшествующий соглашению, но не более, чем за 30 дней.

Данные о правах на участок берутся либо из Единого государственного реестра недвижимости, либо из документов, предоставленных собственником.

Помните, что убытки, которые терпит собственник и которые не связаны непосредственно с установлением сервитута, следует рассчитывать обособленно. К таким убыткам относят, например, перерыв в деятельности хозяйствующего субъекта.

В случае, если процесс использования земельного участка сопряжён с неотделимыми улучшениями, то плата должна быть снижена пропорционально внесённым улучшениям.

 


     Заполните заявку на оценку 

Ваше имя* : E-mail* : Телефон* : Текст *: * поля обязательные для заполнения